...

Страницы

воскресенье, 2 января 2011 г.

БАШКИРЫ

БАШКИРЫ (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность Б., по переписи 1989, в респ. 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СССР - 1449,2 тыс. За пределами респ. Б. живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской обл., Татарстане, Казахстане, Ср. Азии, на Украине. Расовый состав Б. неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями (см. Антропология). Язык Б. (см. Башкирский язык) относится к зап. ветви тюрк. группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть Б. говорит на татарском и русском языках. Верующие Б. - мусульмане-сунниты (см. Суннизм).

По проблеме этногенеза Б. долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и др. обоснована т. зр., согласно к-рой в происхождении Б., формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюрк. племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) нас.: финно-угорского (в т.ч. угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюрк. предки Б., испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южн. Урал кочевали на юге Зап. Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. Б. живут на Южн. Урале с прилегающими с З., Ю. и В. степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним "башkорт". По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством к-рого Б. объединились в воен.-полит. союз и затем начали осваивать совр. терр. расселения. Др. назв. Б. ("иштэк"/"истэк") предположительно также было антропонимом. На Южн. Урале Б. частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угор., иран.) нас., вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Зап. Сибири. В 10 в. в среду Б. начал проникать ислам, ставший в 14 в. господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 в.) процесс формирования баш. этноса в осн. завершился, благодаря чему Б. в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этнич. самосознание. Упорное, временами успешное сопротивление Б. совместно с болгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в ист. и фольк. источниках. Процесс культ. и этнич. развития Б. в золотоордынский период не был прерван: вместе с исламом распространяется письменность, книжные знания и лит-ра, появляются монумент. пам-ки мемориальной архитектуры (см. Кэшэне); в состав народа вливаются новые племена тюрк. (кыпсаки, болгары, ногайцы) и монг. происхождения, что, однако, не нарушило сложившегося этнокультурного своеобразия народа. После завоевания Казани войсками Ивана IV (1552) Б. приняли рос. подданство (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). За Б. было признано право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В последующие два столетия Б., отстаивая свои права, многократно восставали. При подавлении выступлений сжигались сотни деревень, истреблялись и продавались в рабство десятки тысяч Б. (см. Башкирские восстания 17-18 вв., Крестьянская война 1773-75). В целом, несмотря на жестокую колониальную политику царизма, вхождение Б. в Россию имело и положит. последствия, самое главное - оно способствовало усилению хозяйственно-культурного сотрудничества Б. с др. народами Урало-Поволжья. В результате происходят глубокие изменения в образе жизни народа, быту и культуре.

Традиц. занятиями Б., унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в х-ве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили гл. обр. лошадей, овец, меньше - коров, имелись верблюды. Б. было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Осн. культуры - просо, ячмень, конопля. Ремесла - выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растит. сырья - были обусловлены потребностями кочевого х-ва. Расселение Б. по Южн. Уралу сопровождалось упадком скот-ва, изменением методов его ведения, усилением роли земледелия, к-рое стало ведущим направлением х-ва к 18 в. в сев.-зап. р-нах, к кон. 19 в. - на В. Значит. влияние на трансформацию х-ва оказали сокращение пастбищных угодий и тесное общение с финно-угорск., тюрк. и славян. населением, числ. к-рого в крае постоянно росла.

В условиях кочевой жизни Б. имели неск. мест поселений: зимнее (kышлау), весеннее (язгы йорт), летнее (йэйлэу), осеннее (кэзгэ йорт). На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения - аулы. Oсн. типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта (тирмэ) с решетчатым дер. сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В 18 - нач. 20 в. почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни Б. мало чем отличались от поселений соседних народов. Почти в каждом ауле имелась мечеть. Одежда Б., как и вся материальная культура, представляла сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. Для ее изготовления широко применялись кожа, меха и шкуры, изделия из шерсти, белый и узорный холст, привозимые из Ср. Азии шелковые ткани (см. Костюм башкирский). Характерны были серебряные украшения, привозимые с Востока кораллы, раковины, камни (сердолик, бирюза и др.). В пище преобладали мясо-молочные блюда, заметное место занимали кушанья и напитки из злаков (см. Кухня башкирская). По мере культурно-экон. прогресса обогащалась материальная культура, стали разнообразнее одежда и украшения, кушанья и напитки. Одновременно росла имущественная и соц. дифференциация, сопровождаемая усилением эксплуатации, распространением товарно-денежных отношений; было известно ростовщичество. В то же время в соц. устройстве и обществ. отношениях продолжали функционировать архаические ин-ты, обычаи и обряды: родо-племенное деление (см. Башкирские роды и племена), родо-общинная солидарность и взаимопомощь (см. Помочь) и т.д. Древние обычаи и обряды (kаргатуй, йыйын, телэк и т.д.), видоизменяясь, постепенно переплетались c мусульманскими.

В 1798 в Уфе было учреждено Духовное собрание мусульман России (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ), что знаменовало официальное признание царским пр-вом права Б., татар и др. мусульм. народов жить по своей религии. Одновременно в Башкирии была введена кантонная система управления, в результате чего Б. стали военно-служилым сословием. В 1865 кантоны были упразднены, Б. были подчинены гражд. администрации. В 19 - нач. 20 в. налаживается х-во Б., увеличивается их числ. (более 1 млн. чел. к 1897), происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, рост нац. самосознания.

После Февральской революции 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшуюся в марте 1919 образованием БАССР (см. Малая Башкирия, Большая Башкирия), что стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации Б., в развитии их культуры. Б. становятся нацией с развитой лит-рой и проф. иск-вом, играющей заметную роль в обществ.-культурной жизни респ. и за ее пределами. К кон. 1926 численность Б. по сравн. с дорев. периодом, сократилась почти вдвое и составила в СССР 714 тыс. чел., в БАССР в совр. границах - 584,8 тыс. чел.: сказались последствия гражданской войны, засухи и голода 1921-22. Отрицательно повлияли на рост численности Б. засуха и голод 1932-33, репрессии 30-х, Великая Отечественная война, ассимиляция Б. в составе тат. и рус. населения. Дорев. численность народа была достигнута лишь к 1989. Происходит, особенно в послевоен. период, миграция Б. в др. обл. и республики. Уд. вес Б., живущих за пределами респ., равный 18% в 1926 и 25,4% в 1959, достиг 40,4% в 1989. Существенные изменения произошли в соц.-демогр. структуре Б.: увеличилась доля раб. кл., ИТР, интеллигенции, быстрыми темпами росла численность гор. нас., в к-ром уд. вес Б. с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 возрос до 42,3% к 1989. Сложились многочисл. группы Б. в Уфе (122 тыс.), Стерлитамаке (28 тыс.), Салавате (23 тыс.), Нефтекамске (22,6 тыс.), Сибае (20 тыс.), Ишимбае (16 тыс.) и др. городах. В посл. годы замедлились темпы и масштабы урбанизации, участились случаи обратной миграции в дер.; наблюдается возвращение мигрантов-Б. из респ. Ср. Азии, Казахстана и др. регионов. В р-нах и городах возникли нац.-культур. клубы, к-рые проводят большую работу по сохранению нац. самобытности народа, расширению функций баш. яз., развитию культуры, выступают инициаторами в хоз.-культ. стр-ве. В Уфе действуют Баш. нар. ц. "Урал", Всебаш. ц. нац. культуры "Ак тирма", Об-во баш. женщин (см. Национально-культурные объединения). Декларация о государственном суверенитете БССР дает возможность для реализации нац. прав Б. и др. народов респ. Дальнейшей консолидации народа, его политич. и этнокультурному возрождению способствовал 1-й Всемирный курултай Б. (июнь, 1995).


"БАШКИРХЛЕБПРОМ"

"БАШКИРХЛЕБПРОМ", объединение по произ-ву хлеба и хлебобул., макарон., кондит. изделий. Числ. работающих 8307 чел. (1994). Объединяет 28 хлебопекарных пр-тий (головное пр-тие, хлебокомб-ты №1, 2, 3 расположены в Уфе, остальные 24 с 45 хлебозаводами и пекарнями в др. гг. и кр. нпп. респ.), Уфим. макаронную ф-ку, Илишевский пищекомб-т, ремонтно-мех. з-д. Общая мощн. хлебопекарных пр-тий 1224,2 т хлебобул. изделий в сутки, кондитерских цехов - 23251 т в год. Действуют 32 установки для бестарного приема и хранения муки, 17 - соли, 15 - растит. масла. Бестарным способом перевозится до 80% перерабатываемой муки. До 30% хлеба и хлебобул. изд. доставляется в магазины в контейнерах. Массовые сорта хлеба вырабатываются на специализир. комплексно-механизир. линиях. Выработано осн. продукции (1994, в тыс. т): хлеба и хлебобулочных изд. - 198, макаронных изд. - 19, кондитерских изд. - 19. Организовано произ-во майонеза до 1000 т, кукуруз. палочек до 1500 т в год. В 1993 введены кондитерские цеха с механизир. линиями для произ-ва печенья, вафель в гг. Кумертау, Мелеуз, Салават. В системе работают 14 магазинов-пекарен, 22 магазина "Горячий хлеб", 26 фирменных магазинов. В 1967 трест хлебопечения (осн. 1931) преобразован в Управление хлебопекарной пром-сти, в 1986 - в Управление хлебопекарной и макаронной пром-сти, в 1988 - в террит. ПО хлебопекарных и макаронных пр-тий "Б.", в 1994 - в АО "Компания Башкирхлебпром".


"БАШКИРУГОЛЬ"

"БАШКИРУГОЛЬ", производственное объединение по добыче угля, одно из крупнейших в Европе. Осн. деят-ть - добыча бурого угля, произ-во угольных брикетов, красного кирпича. Расположено в г.Кумертау. Кол-во работающих 6650 чел. (1994). В составе "Б": угольный разрез "Кумертауский" (экспл. с 1951, до 1957 - Ермолаевский);

Тюльганский угольный разрез.

Тюльганский угольный разрез (с 1983, находится в Оренбургской обл.); Маячный горный участок разреза "Кумертауский" (с 1989); Кумертауская брикетная ф-ка (экспл. с 1954, до 1957 - Ермолаевская); погрузочно-трансп. управление (с 1949, до 1955 ж.-д. контора); Пятковский кирп. з-д (с 1948) и более 5 вспомогат. хозяйств. В 1994 добыто 3237 тыс. т угля, произведено 1391 тыс. т брикета. Продукция поставляется в ряд обл. и респ. Поволжья, Урала и центра РФ, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья. История "Б." началась в 1948 со стр-ва Ермолаевского разреза на Бабаевском м-нии, когда был создан трест "Башуглеразрезстрой", к-рый в 1955 был преобразован в трест "Б.", в 1957 - комб-т "Б.", в 1975 - ПО "Б.". В 1952 отгружена первая тонна угля; в 1954 выработаны первые угольные брикеты.


"БАШКИРСКСАХАРАГРОПРОМ"

"БАШКИРСКСАХАРАГРОПРОМ", объединение по производству сахара находится в пгт. Чишмы. В состав ПО входят 4 сах. з-да: Карламанский (осн. в 1950), Чишминский (1971), Раевский (1985), Мелеузовский (1960). Объединение образовано в 1977. Общая числ. работающих - 5060 (1993). Сырьевая зона сахарных з-дов охватывает 24 административных района РБ. Заготовка свеклы сахарной ведется на 13 свеклоприемных пунктах. Общая мощн. з-дов по переработке сах. свеклы 10720 т/сутки (в 1993), в т.ч.: на Карламанском - 1860, Мелеузовском - 2800, Чишминском - 3260, Раевском - 3000. В 1993 объединением выработано 198,2 тыс. т сахара, в т.ч. 60 тыс. т из импортного сахара-сырца, и 23,7 тыс. т сухого жома. Осн. часть продукции потребляется на терр. респ., поставляется в гг. РФ: Москву, Ярославль, Тюмень, Омск, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, а также в Казахстан, Узбекистан и др. республики.


четверг, 30 декабря 2010 г.

БАШКИРСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

БАШКИРСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. В развитии Б.я. выделяются два осн. периода: до 20-х гг. 20 в. и совр. В первом периоде башкирский язык не получил системного описания и глубокого науч. исследования. Отд. сведения и материалы о нем нашли отражение в изв. словаре М.Кашгари (11 в.). Рус. миссионерами были составлены краткие рус.-баш. и баш.-рус. словари, первые буквари и учебники баш. языка. Проблемы лексики и грамматики баш. яз. эпизодически рассматривались в общетюркологических трудах. Совр. период подразделяется на след. этапы: 20-30-е гг. (разработка основ и норм нового лит. яз., изучение говоров и диалектов, создание учебников разного типа); 30-40-е гг. (осуществление перехода письма с араб. на латинскую, затем рус. графику); 40-50-е гг. (подготовка науч. грамматик, кр. двуязычных словарей, учебников для вузов, сравнительное изучение баш. яз.); 60-90-е гг. (разработка и закрепление норм лит. языка, создание толковых и др. типов словарей, сравнительно-ист. изучение диалектов и говоров, сравнительное изучение баш. яз. в семье алтайских языков, взаимосвязи с рус. и др. яз. мира, развитие теории яз-знания). Б.я. обогатилось фундам. трудами ученых-тюркологов Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева, К.З.Ахмерова, А.А.Юлдашева. Заметный вклад в изучение баш. яз. внесли лингвисты Т.Г.Баишев, Г.Г.Саитбатталов, Т.М.Гарипов, М.В.Зайнуллин, А.Г.Биишев, Н.Х.Максютова, С.Ф.Миржанова, Р.Х.Халикова, Э.Ф.Ишбердин, И.Г.Галяутдинов и др. Проблемами Б.я. занимаются лингвисты Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, филол. кафедр Башкирского государственного университета, Башкирского и Стерлитамакского государственных педагогических институтов, Башкирского института повышения квалификации работников образования и др. Изучением строя баш. яз. занимаются и тюркологи за рубежом. В 1903-04 гг. венгерский языковед Вильмош Преле написал свои этюды по баш. яз. и составил первый венгерско-баш. словарь. Традиции венгерского башкироведения продолжили Дьюла Немет, А.Рона-Таш и Йожеф Торма и др. иссл., к-рые опубликовали ряд статей по этимологии баш. слов. Учебник баш. яз. опубликовал в 1964 в Блюмингтоне американский алтаист Николас Поппе. Материалы по Б.я. находят широкое отражение в работах Карла Менгеса, Марти Рясянена, Йоганна Бенцинга и др.


Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More