...

Страницы

воскресенье, 2 января 2011 г.

БАШКОРТОСТАН

БАШКОРТОСТАН (Башkортостан), страна на Южн. Урале и в Приуралье, названная по имени коренного народа - башкир (башkорт). Рус. (славянское) наим. страны - Башкирия - утвердилось в кон. 16 в. (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). Первонач. употреблялось в форме "Башкирь", "Башкирда", "Башкирская орда". Первые письм. упоминания об отд. племенах, вошедших в состав баш. народа, встречаются в соч. Геродота (5 в. до н.э.). На карте Птолемея (2 в. н.э.) показана р.Daiks (ныне р.Урал). Ценные сведения содержатся в соч. Саллама Тарджемана (9 в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (10 в.); ал-Балхи (10 в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из к-рых обитала на Южн. Урале, др. - около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн-Русте отмечал, что башкиры - "народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика". Географ Идриси (12 в.) упоминал Внутр. башкир, Внеш. башкир и башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра.

Со 2-й пол. 16 до нач. 19 в. башкиры занимали терр. от лев. берега Волги на Ю.-З. до верховьев Тобола на В., от р.Сылвы на С., включая все левобережье Волги, до ср. течения Яика (см. Урал) на Ю., т.е. находились на Ср. и Южн. Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье.

Ныне на терр. ист. Башкортостана расположены Респ. Башкортостан, Оренб. и Челябинская обл., зап. р-ны Курганской, юго-зап. р-ны Свердловской, южн. р-ны Пермской обл., юго-вост. р-ны Удмуртской Респ., юго-вост. р-ны Самарской, сев.-вост. окраина Саратовской обл., закамская часть Респ. Татарстан. Со 2-й пол. 16 в. по наст. время на терр. Башкирии осуществлен ряд адм.-терр. преобразований (см. Административно-территориальное устройство). В 1919 на ч. терр. Уфим. губ. образуется Башкирская Авт. Сов. Респ., к-рая именовалась также Башкирией (Башкортостаном, Башкурдистаном). В 1922 терр. респ. утверждена в границах Большой Башкирии.


"БАШКОРТ"

"БАШКОРТ" ("Башkорт"), еженед. обществ.-полит. газета на тюрки, издававшаяся Башкирским областным (центральным) шуро в 1917 в Оренбурге. Первый номер вышел под назв. "Башkорт иттифаkи бюроhынын мэхбире" ("Известия Башкирского областного бюро") в июне 1917. В газ. была опубликована статья А.-З.Валидова "Башkорттарзын алдында торган эштэре" ("Задачи, стоящие перед башкирами"), к-рая, проинформировав о прошедшем в мае 1917 1-м Всерос. съезде мусульман в Москве, стала программной для Баш. нац. движения. В июле переименована в "Башkорт". Давала сведения о ходе подготовки к Всебаш. курултаю, конференциям, выборам в Учредительное собрание, печатала антивоен. статьи. Первая газ., издаваемая башкирами, сыграла важную роль в сплочении баш. народа, став пропагандистом нац. идей. В период Октябрьской революции активно выступала против большевиков. После установления в Оренбурге Сов. власти газета, как оппозиционная, стала издаваться в Челябинске (июнь, 1918). В авг. того же года газ. прекратила свое существование.


БАШКОРТ

БАШКОРТ (башkорт), самоназв. баш. народа. На русском языке "башкир", в прошлом - "башкирец".

Первые упоминания этнонима в форме "башгирд", "башкирд", "башджирт", "баджгар" зафиксированы в 1-й пол. 9 в. во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 в.) и Гардизи (11 в.). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к нач. 10 в. - Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. - Плано Карпини ("баскарт"), Виллема Рубрука ("паскатир"), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в рус. источниках, гл. обр. летописях.

На протяжении 18-20 вв. выдвинуто ок. 40 толкований этнонима "башкорт". Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюрк. происхождения. 1-я часть термина трактуется как "голова", "главный" (в форме "баш"), "отдельный", "обособленный" ("башkа"), "серый, сивый" ("буз"), а 2-я часть - как "червь", "пчела", "волк" ("kорт"), "поселение", "страна" ("йорт") или "орда" ("урза"). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении "люди с р.Башкаус" (Горн. Алтай) или "свояки огуров" (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) "баш" ("главный") + "kорт" ("волк") - "главный волк", "волк-вожак", "волк-предводитель", "родоначальник"; 2) "баш" ("главный", "головной") + "kор" ("круг людей", "племя") + "-т" (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иран. или монг. языков) - "головное племя", "народ". Первая гипотеза опиралась на тотемич. почитание волка башкирами и на нар. легенды, вторая - привлекала сторонников своей кажущейся престижностью.

Ныне получила распространение т. зр., согласно к-рой слово "башкорт" этимологизируется как "волк-вожак", "волк-предводитель", но оно первоначально являлось именем конкретного чел., предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политич. союз (раннюю форму гос. образования), а затем стало общим наим. этого объединения. В пользу этой т. зр. выдвинуты доводы: 1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отд. человеку ("гл. пчеловод", "гл. волк" и т.д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса; 2. Вошедшие в состав баш. этноса племена имели каждый свое название (бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др.), и у их членов было устоявшееся родо-племенное (субэтническое) самоназвание; для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга (надплеменным), должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное знач. в их жизни. Такой общностью могло быть военно-политич. объединение племен, положившее начало формированию народа (этноса); 3. История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й пол. 9 в., к к-рому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар (Гардизи). С этого времени этноним Б. регулярно встречается в источниках; 4. Переход антропонима в назв. формирующегося народа - закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюрк. народов (ср.: Узбек - узбеки, Ногай - ногайцы, Осман - турки-османы и др.). Должно быть, слово Б. довольно быстро, уже в 9 в., стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма "башкир" является поздней рус. адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в.: киргизы и вост. тюрки в форме "башкыр", видимо, переняли ее у русских.


"БАШКИРЭНЕРГО"

"БАШКИРЭНЕРГО", производственное объединение энергетики и электрификации. Осуществляет энергоснабжение РБ. Подчиняется террит. департаменту "Уралэнерго" (Екатеринбург), входящему в РАО "ЕЭС России". Числ. работающих 23645 чел. (1994). В составе объединения 12 эл.-станций: Уфим. ТЭЦ (№1 - введ. в экспл. в 1938, №2 - 1940, №3 - 1951, №4 - 1956); Салаватская (1953),

Кумертауская (1955), Стерлитамакская (1957), Павловская ГЭС (Нуримановский р-н, 1959); Ново-Салаватская (1966), Кармановская ГРЭС (Янаульский р-н, 1968); Приуфимская (г.Благовещенск, 1976), Ново-Стерлитамакская (1977) ГЭС; тепловые сети (1952); Теплоцентраль (1962); 10 электросетевых пр-тий: Уфим. гор. (1933), Центр. (Уфа, 1953), Белебеевские (рп.Аксаково, 1964), Белорецкие (1964), Нефтекамские (1964), Октябрьские (1964), Кумертауские (1964), Ишимбайские (1965), Северо-Вост. (п.Месягутово Дуванского р-на, 1967), Сибайские (1967); 15 вспомогательных общесистемных пр-тий. В 1994 произведено 24919 млн. квт.ч электрической, 43,9 млн. Гкал тепловой энергии. 77% эл. энергии потребляет пром-сть (включая мелких потребителей), 8,7% - коммунальное х-во, 8,6% - с.х-во, 4,7% - транспорт, 1,0% - стр-во; 67,2% теплоэнергии потребляет нефтехимия, 2,5% - химия, 6,5% - коммунальное х-во, 23,8% - проч. отрасли. Первая в респ. гор. эл.-станция (Уфа) построена в 1898 горн. инж. Н.В.Коншиным. Она обеспечивала город светом 35 лет. На селе наиб. кр. эл.-станцией была Топорнинская (ныне с.Кушнаренково, 1927).

Первая паротурбинная эл.-станция построена в 1931 в Уфе - Центральная (ЦЭС, в дальнейшем ГЭС-1). В 1933 создан Башэнергокомб-т Нар. комиссариата тяж. пром-сти СССР. На его базе с присоединением уфимских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 создается Уфим. энергокомб-т Наркомата эл.-станций (1940), к-рый преобразуется в Управление "Уфимэнерго" (1945), затем в Районное энергетическое управление "Башкирэнерго" Минэнерго СССР (1953), в Башкирское ПО энергетики и электрификации "Башкирэнерго" (1990), в АО "Башкирэнерго" (1992). "Б." работает параллельно с энергосистемами "Татэнерго", "Челябэнерго", "Пермьэнерго" и "Оренбургэнерго", связано с ними ВЛ 110-500 кв. В "Б." впервые в отрасли решена проблема сжигания высокосернистых мазутов в котлах эл.-станций; разработаны схема использования низкопотенциального тепла турбин для подогрева воды; схема плавки льда на проводах ВЛ напряжением от 6 кв и выше; апробирована бездеаэраторная тепловая схема, ставшая типовой для энергоблоков большой мощн.; освоена технология сжигания низкосортных бурых углей с большой влажностью и зольностью; разработан высокоэффективный подогреватель мазута.


БАШКИРЫ

БАШКИРЫ (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность Б., по переписи 1989, в респ. 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СССР - 1449,2 тыс. За пределами респ. Б. живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской обл., Татарстане, Казахстане, Ср. Азии, на Украине. Расовый состав Б. неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями (см. Антропология). Язык Б. (см. Башкирский язык) относится к зап. ветви тюрк. группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть Б. говорит на татарском и русском языках. Верующие Б. - мусульмане-сунниты (см. Суннизм).

По проблеме этногенеза Б. долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и др. обоснована т. зр., согласно к-рой в происхождении Б., формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюрк. племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) нас.: финно-угорского (в т.ч. угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюрк. предки Б., испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южн. Урал кочевали на юге Зап. Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. Б. живут на Южн. Урале с прилегающими с З., Ю. и В. степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним "башkорт". По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством к-рого Б. объединились в воен.-полит. союз и затем начали осваивать совр. терр. расселения. Др. назв. Б. ("иштэк"/"истэк") предположительно также было антропонимом. На Южн. Урале Б. частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угор., иран.) нас., вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Зап. Сибири. В 10 в. в среду Б. начал проникать ислам, ставший в 14 в. господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 в.) процесс формирования баш. этноса в осн. завершился, благодаря чему Б. в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этнич. самосознание. Упорное, временами успешное сопротивление Б. совместно с болгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в ист. и фольк. источниках. Процесс культ. и этнич. развития Б. в золотоордынский период не был прерван: вместе с исламом распространяется письменность, книжные знания и лит-ра, появляются монумент. пам-ки мемориальной архитектуры (см. Кэшэне); в состав народа вливаются новые племена тюрк. (кыпсаки, болгары, ногайцы) и монг. происхождения, что, однако, не нарушило сложившегося этнокультурного своеобразия народа. После завоевания Казани войсками Ивана IV (1552) Б. приняли рос. подданство (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). За Б. было признано право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В последующие два столетия Б., отстаивая свои права, многократно восставали. При подавлении выступлений сжигались сотни деревень, истреблялись и продавались в рабство десятки тысяч Б. (см. Башкирские восстания 17-18 вв., Крестьянская война 1773-75). В целом, несмотря на жестокую колониальную политику царизма, вхождение Б. в Россию имело и положит. последствия, самое главное - оно способствовало усилению хозяйственно-культурного сотрудничества Б. с др. народами Урало-Поволжья. В результате происходят глубокие изменения в образе жизни народа, быту и культуре.

Традиц. занятиями Б., унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в х-ве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили гл. обр. лошадей, овец, меньше - коров, имелись верблюды. Б. было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Осн. культуры - просо, ячмень, конопля. Ремесла - выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растит. сырья - были обусловлены потребностями кочевого х-ва. Расселение Б. по Южн. Уралу сопровождалось упадком скот-ва, изменением методов его ведения, усилением роли земледелия, к-рое стало ведущим направлением х-ва к 18 в. в сев.-зап. р-нах, к кон. 19 в. - на В. Значит. влияние на трансформацию х-ва оказали сокращение пастбищных угодий и тесное общение с финно-угорск., тюрк. и славян. населением, числ. к-рого в крае постоянно росла.

В условиях кочевой жизни Б. имели неск. мест поселений: зимнее (kышлау), весеннее (язгы йорт), летнее (йэйлэу), осеннее (кэзгэ йорт). На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения - аулы. Oсн. типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта (тирмэ) с решетчатым дер. сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В 18 - нач. 20 в. почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни Б. мало чем отличались от поселений соседних народов. Почти в каждом ауле имелась мечеть. Одежда Б., как и вся материальная культура, представляла сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. Для ее изготовления широко применялись кожа, меха и шкуры, изделия из шерсти, белый и узорный холст, привозимые из Ср. Азии шелковые ткани (см. Костюм башкирский). Характерны были серебряные украшения, привозимые с Востока кораллы, раковины, камни (сердолик, бирюза и др.). В пище преобладали мясо-молочные блюда, заметное место занимали кушанья и напитки из злаков (см. Кухня башкирская). По мере культурно-экон. прогресса обогащалась материальная культура, стали разнообразнее одежда и украшения, кушанья и напитки. Одновременно росла имущественная и соц. дифференциация, сопровождаемая усилением эксплуатации, распространением товарно-денежных отношений; было известно ростовщичество. В то же время в соц. устройстве и обществ. отношениях продолжали функционировать архаические ин-ты, обычаи и обряды: родо-племенное деление (см. Башкирские роды и племена), родо-общинная солидарность и взаимопомощь (см. Помочь) и т.д. Древние обычаи и обряды (kаргатуй, йыйын, телэк и т.д.), видоизменяясь, постепенно переплетались c мусульманскими.

В 1798 в Уфе было учреждено Духовное собрание мусульман России (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ), что знаменовало официальное признание царским пр-вом права Б., татар и др. мусульм. народов жить по своей религии. Одновременно в Башкирии была введена кантонная система управления, в результате чего Б. стали военно-служилым сословием. В 1865 кантоны были упразднены, Б. были подчинены гражд. администрации. В 19 - нач. 20 в. налаживается х-во Б., увеличивается их числ. (более 1 млн. чел. к 1897), происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, рост нац. самосознания.

После Февральской революции 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшуюся в марте 1919 образованием БАССР (см. Малая Башкирия, Большая Башкирия), что стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации Б., в развитии их культуры. Б. становятся нацией с развитой лит-рой и проф. иск-вом, играющей заметную роль в обществ.-культурной жизни респ. и за ее пределами. К кон. 1926 численность Б. по сравн. с дорев. периодом, сократилась почти вдвое и составила в СССР 714 тыс. чел., в БАССР в совр. границах - 584,8 тыс. чел.: сказались последствия гражданской войны, засухи и голода 1921-22. Отрицательно повлияли на рост численности Б. засуха и голод 1932-33, репрессии 30-х, Великая Отечественная война, ассимиляция Б. в составе тат. и рус. населения. Дорев. численность народа была достигнута лишь к 1989. Происходит, особенно в послевоен. период, миграция Б. в др. обл. и республики. Уд. вес Б., живущих за пределами респ., равный 18% в 1926 и 25,4% в 1959, достиг 40,4% в 1989. Существенные изменения произошли в соц.-демогр. структуре Б.: увеличилась доля раб. кл., ИТР, интеллигенции, быстрыми темпами росла численность гор. нас., в к-ром уд. вес Б. с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 возрос до 42,3% к 1989. Сложились многочисл. группы Б. в Уфе (122 тыс.), Стерлитамаке (28 тыс.), Салавате (23 тыс.), Нефтекамске (22,6 тыс.), Сибае (20 тыс.), Ишимбае (16 тыс.) и др. городах. В посл. годы замедлились темпы и масштабы урбанизации, участились случаи обратной миграции в дер.; наблюдается возвращение мигрантов-Б. из респ. Ср. Азии, Казахстана и др. регионов. В р-нах и городах возникли нац.-культур. клубы, к-рые проводят большую работу по сохранению нац. самобытности народа, расширению функций баш. яз., развитию культуры, выступают инициаторами в хоз.-культ. стр-ве. В Уфе действуют Баш. нар. ц. "Урал", Всебаш. ц. нац. культуры "Ак тирма", Об-во баш. женщин (см. Национально-культурные объединения). Декларация о государственном суверенитете БССР дает возможность для реализации нац. прав Б. и др. народов респ. Дальнейшей консолидации народа, его политич. и этнокультурному возрождению способствовал 1-й Всемирный курултай Б. (июнь, 1995).


Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More