...

Страницы

четверг, 30 декабря 2010 г.

БАШКИРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

БАШКИРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, исторически сложившаяся и развивающаяся разновидность башкирского языка, представленная в многочисленных и разнообразных текстах с определенными характерными признаками (письм. закрепленность, стабильность, обработанность, наддиалектность, универсальность, наличие взаимосвязанных стилевых разновидностей, нормированность и т.п.). Он выступает ср-вом устного и письм. общения в разл. сферах баш. об-ва.

В синхронном аспекте Б.л.я., с одной стороны, является самостоятельной системой, состоящей из элементов и подсистем разл. уровня организации (яз. худ. лит-ры: яз. произведения, яз. писателя; яз. публицистики; яз. науч. лит-ры; яз. религ. лит-ры; яз. офиц.-деловых док-тов и т.п.); с др. - подсистемой более высокого уровня системы "общенар. яз.", включающей в себя и др. подсистемы: нар.-разг. яз. и яз. фольклора. Эти подсистемы имеют собств. структуру, форму функционирования и значимость.

Б.л.я. в диахронном аспекте представляет собой развивающуюся систему, проходящую донац. и нац. этапы развития.

Донац. этап Б.л.я. подразделяется на 4 периода: 1) с 13 в. до сер. 16 в. (до присоединения Башкирии к Русскому государству), когда в качестве лит. яз. выступал тюрки Урало-Поволжья; 2) с сер. 16 в. по 18 в., характеризующийся увеличением в тюрки Урало-Поволжья числа кипчакских элементов, а также лексических единиц рус. происхождения, особенно в языке офиц. документов и летописно-хроникальной лит-ре; 3) 1-я пол. 19 в. характеризуется развитием суфийской лит-ры на тюрки Урало-Поволжья, более сильным взаимодействием лит. яз. с нар.-разг. речью и яз. фольклора; 4) 2-ая пол. 19 в., когда в связи с развитием просветительской лит-ры, происходит увеличение числа собственно баш. элементов в тюрки Урало-Поволжья, формирование новых стилей Б.л.я.

Нац. этап развития Б.л.я. подразделяется на след. периоды: 1) с кон. 19 в. до 20-х гг. 20 в. в качестве лит. яз. продолжает выступать тюрки Урало-Поволжья (как яз. печати функционирует старотат. лит. яз.). Характеризуется усилением процесса демократизации лит. яз., увеличением собственно баш. лексико-граммат. признаков; 2) в 1920-30-е гг. формируется совр. Б.л.я. на основе синтеза старых письм. традиций яз. тюрки с нар.-разг. речью и яз. фольклора; 3) в 1930-50-е гг. характерно ускоренное развитие совр. Б.л.я., становление его осн. функциональных стилей. С 1950-х гг. происходит стабилизация норм. совр. Б.л.я.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More