...

Страницы

суббота, 11 декабря 2010 г.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА В БАШКОРТОСТАНЕ


Развитие фольклористики как науки обусловлено собиранием произв . фольклора , систематизацией и изданием записанных материалов ; науч . разработкой и иссл . накопленных фондов. Отд. упоминания и разрозненные сведения о фольклоре башкир содержатся в дневниковых записях и заметках вост. и зап. миссионеров и путешественников раннего средневековья (Ибн-Фадлан, Плано Карпини, Виллемх Рубрук и др.). Рус. путешественники и иссл . ( И .K.Кирилов, П. И . Рычков, И . И .Лепехин, П.С.Паллас, И .Г.Георги, В.Н.Татищев) для ист.-геогр. и соц.-бытового описания края в науч . тр. использовали баш. нар. предания и легенды. Интерес к устному т-ву, как духовной культуре башкир и др. тюрк. народов, вызвало издание Т.Беляевым впервые на русском языке эпич. сказания "Кузыйкурпяс и Маянхылу" (Казань. 1812). Поэт-декабрист П.М.Кудряшев публикует записанные и переведенные им на pvc. яз. баш. нар. песни воен. -патриотич. содержания. В нач. 30-х гг. 19 в. к музыке башкир и татар обращался рус. композитор А.Алябьев, сосланный в Оренб. губернию. Вслед за ним к истории и нар. т-ву башкир обращались рус. писатели, краеведы, композиторы В. И .Даль, В.С.Юматов, В.Зефиров, М.Л.Михайлов, Р.Г.Игнатьев, К.Шуберт. По нек-рым сведениям, во время путешествия в Оренб. губ. в 1833 А.С.Пушкин встречался с башкирами и записал от сэсэнов-сказителей вариант эпоса "Кузыйкурпяс и Маянхылу". Сопровождавший его в поездке писатель, языковед-лексикограф Даль собрал ценные сведения по истории, быту и устной поэзии башкир и опубликовал сюжет баш. эпоса "Заятуляк и Хыухылу" в рус. переложении на прозу под назв. "Башкирская русалка" (ж. "Москвитянин", 1843, №1). Создание в 1845 Рус. геогр. об-ва (РГО) придало новый импульс развитию отеч. фольклористики , вызвало повышенное внимание ко всем жанрам фольклора , в т.ч. нерус. народов. Напр., о баш. нар. сказках раньше могли судить лишь по одному тексту - "Сказке о царе-батыре" ("Батыр батшанын экиэте"), опубл. в "Татарской хрестоматии" М.Иванова (Казань, 1842). В последующие десятилетия публикуется 6 сказок на яз. оригинала и в переводах: Н. И .Ильминским в "Ученых зап. Казанского университета" (1861, вып.З), Игнатьевым в его труде "Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан..." ("Зап. Оренбургского отдела ИРГО". Вып.III, Оренбург, 1875), И .Березиным - в "Турецкой хрестоматии" (т.III, Казань, 1876) и других. Ценными источниками баш. фольклористики явились публикации Юматова "Древние предания у башкирцев Чубиминской волости" ("Оренбургские губернские ведомости", 1848, №7), Л.Суходольского "Легенда о Туляке" ("Вестник ИРГО", 1858, ч.24, №12), М.В.Лоссиевского "Башкирская легенда о месяце" ("Оренбургский листок", 1876, №24), "Башкирское предание о луне в связи с преданиями других народов о солнце и луне" ("Известия Общества любителей естествознания, археологии и этнографии", т.28. М., 1877) и другие. В 1870 был опубликован "Сборник башкирских и татарских песен", сост. Н.Покровским ("Записки Оренбургского отдела РГО". Вып.1, Казань). Особую ценность для баш. фольклористов-музыковедов представляют очерки С.Г.Рыбакова "О народных песнях татар, башкир и тептярей" ("Живая старина", 1894. Вып.З-4), "Курай - башкирский музыкальный инструмент. С приложением шести мелодий курая" (СПб., 1896), а также фундамент. труд "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), явившийся первым науч . собранием 204 баш. и тат. песен с текстами и нотографией мелодий. В работу по сбору произв . баш. фольклора в кон. 19 в. включились представители нац. интеллигенции - П.Назаров, Б.Юлуев, М.Баишев, М.Куватов, М.Уметбаев, Г.Еникеев.

Нач. 20 в. отмечено новыми трудами ученых: описание Д.К.Зелениным свадебного обряда башкир ("Этнографическое обозрение", 1908, №3), "Великорусские сказки Пермской губернии" (Пенза, 1914), куда включено 12 баш. сказок. 8 баш. сказок опубликованы М.Лосем в "Вестнике Оренбургского учебного округа" (1912, №5). В 1909 А.Г.Бессонов представил в РГО свое собрание баш. нар. сказок (88 текстов на башкирском языке и в переводе на рус. яз.), к-рое было издано в Уфе в 1941. Появились новые сб-ки: "Башкирско-тептярские песни и байты" ("Башkорт-типтэрлэрнен жыр-бэйетлэре", Эфе, 1909) З.Уммати; "Нардуган" Ф.Туйкина (Эфе, 1915), "Башкирские и татарские мотивы" в записях первого музыканта-профессионала из башкир, выпускника Моск. консерватории М.Султанова (Саратов, 1916). Увидели свет "Башкирские мифологические рассказы", записанные А.Алимгуловым ("Вестник Оренбургского учебного округа", 1915, №5), эпич. сказание "Ек-Мэргэн", песня-легенда "Ашка-дар" ("Шура", 1915, №13. Запись М.Бурангулова, к-рый запечатлел уникальные образцы баш. эпоса, легенд, песен, тем самым определив осн. направления развития фольклористики в 20 в.). После Октябрьской революции начался новый этап в развитии фольклористики в Башкортостане . В 1922 было создано Об-во по изучению быта, культуры и истории Башкирии, ставшее центром иссл . в обл. нац. фольклора . В нем активно сотрудничали С.Мрясов, Х.Габитов, Г.Вильданов, Бурангулов, С.Салимов и др. Наиб. интересными являются публ. местной печати: "Образцы из народной литературы" Х.Габитова ("Халыk эзэбиэтенэн урнэктэр" //Яны юл", 1923, №2), его же "Свадебные обряды у башкир" ("Башkорт халkынын туй йолалары" там же, 1923, №8-9, 1924); Вильданова "Башкирские батыры" ("Башkорт kашkалары" //"Башkорт аймагы", 1925, №1), "Причитания у башкир" ("Башkорттарза сенлэу" //там же, 1927, №3), "Кубаиры" ("Kобайырзар" //там же, 1927, №4): Мрясова "Образцы художественной литературы периода баш. 6иев и ханов" ("Башkорт бейзэре hэм хандары мизгелендэге матур эзэбиэттэн урнэктэр" //"Сэсэн", 1928, №11-12); старинные песни с их легендами в записи С.Салимова (всего 21 назв. //там же, 1929, №7) и др.

В статьях Габитова "О народной поэзии" ("Халыk поэзияhы тураhында" //"Башkорт аймагы", 1925, №1), Мрясова "О башкирской литературе" ("Башkорт эзэбиэте тураhында" //"Белем", 1925, №7-8), Вильданова "Исследования литератур тюркских народов и их закономерность" ("Терки миллэттэре эзэбиэттэрен тикшереу hэм уларзын йэкуне" //"Башkорт аймагы", 1926, №2) ставился вопрос о жанровой классификации и нац. специфике баш. фольклора . Однако у авторов не было спец. подготовки, науч . опыта. Сложные проблемы истории и классификации фольк. жанров получали поверхностное и противоречивое толкование. Узость методологич. позиций сказалась в отождествлении фольклора с письм. лит-рой (С.Мрясов. "Возникновение и развитие башкирской литературы. Устная и письменная литература" //"Башkорт аймагы", 1928, №5). Развитие фольклористики в СССР характеризовалось в 20-е гг. противоречивым отношением к фольк. наследию, сопровождалось многочисл. дискуссиями. Аналогич. явления имели место и в Башкортостане . Показательна в этом отношении дискуссия, развернувшаяся в 1926 в газ. " Башкортостан " в связи со статьей М.Бурангулова о легенде песни "Шаура". Нигилистич. отношение к традиц. фольклору характерно и для нач. 30-х гг. Об этом свидетельствуют материалы совещания о совр. песне, организованного БАПП в 1931. Несмотря на это, интерес к нар. т-ву не угасал. При Союзе писателей БАССР и НИИ яз. и лит-ры (НИИЯЛ, см. Институт истории, языка и литературы) создаются фольк. секции, открывается Управление по делам культ.-просвет. учреждений при СНК БАССР (ныне Респ. центр нар. т-ва Мин-ва культуры РБ), вводится преподавание фольклора в пед. вузах и техникумах. В 1936 для студентов вузов и техникумов выпускается инструктивное пособие для собирателей баш. фольклора , сост. Г.Амантаем. К 1937-39 образуется широкая сеть корр. ин-та, связь с к-рыми существовала до сер. 50-х годов. Ими записаны сотни произв ., к-рые хранятся в архиве УНЦ РАН. Спец. фольк. экспедиции стали практиковаться со 2-й пол. 30-х гг., когда в НИИЯЛ пришли молодые специалисты - Г.Салям, М.Хай, Г.Амири и другие. В 1938 был создан сектор фольклора . В сборе фольклора участвовали и др. баш. писатели - А.Карнай, Б.Бикбай и др., композиторы А.С.Ключарев, музыковед Л .Н.Лебединский. Стали известны имена талантливых сказителей, сказочников, певцов, кураистов, сэсэнов-импровизато-ров. В газ. и ж. опубликованы эпич. сказания "Акбузат", "Юлай и Салават", "Идукай и Мурадым" в записях Бурангулова. Изданы новые сб-ки баш. пословиц (1936), баш. сов. нар. песен (1939), баш. нар. сказок (1939).

В годы Великой Отечественной войны в сб-ках "Отечественная война" ("Ватан hугышы", 1942), "Башкирские конники в Отечественной войне 1812 года" ("1812 йыргы Ватан hурышында башkорт атлылары", 1944), "Салават Юлаев" ("Салауат Юлаев", 1945) ожили образы Кахыма-турэ и Кутузова, Салавата Юлаева и Пугачева. Собиранием , обработкой и изучением баш. музыки занимались композиторы Москвы, Ленинграда, Украины, эвакуированные в Уфу. Был создан фольк. кабинет при Министерстве культуры БАССР. В пополнение фольк. фондов большой труд вложили К.Ю.Рахимов, Р.А.Муртазин, Х.Ф.Ахметов, Р.В.Сальманов.

В 1948-49 каф. фольклора МГУ совместно с ИИЯЛ проводит эксп. в Баймакский и Белорецкий р-ны под рук. Э.В.Померанцевой. Собранные материалы частично опубликованы в сб. "Русское народное творчество в Башкирии" (1957). С открытием в Уфе Баш. филиала АН СССР (1951) и Башкирского государственного университета (БГУ, 1957) начинается новый этап развития фольклористики в Башкортостане , характеризующийся расширением сбора и публ. нар. произв ., появлением кр. исследований.

Значит, результатами текстологич. работы, развернувшейся в 50-е гг. в ИИЯЛ, явились трехтомное собр. "Башкирское народное творчество" ("Башkорт халыk ижады", 1954-59), сб-ки "Башкирские народные пословицы" ("Башkорт халыk мэkэлдэре", 1960), "Башкирские народные песни" ("Башkорт халыk йырзары", 1954).

С кон. 50-х гг. вошли в систему науч . изысканий ИИЯЛ, БГУ и др. гуманитарных вузов ежегодные фольк. эксп., проводившиеся не только в БАССР, но и в нпп Свердловской, Челяб., Курганской, Оренб., Куйбышевской, Саратовской и Пермской обл., где проживают башкиры. Выявленный материал расширил представление о богатстве баш. фольклора , дал возможность приступить к созданию обобщающих трудов. Этим и было обусловлено появление кн. А.Н.Киреева (Кирей Мэргэн) "Эпические памятники башкирского народа" ("Башkорт халkынын эпик kомартkылары", 1961). В ней впервые подвергнуты спец. иссл . баш. эпич. сказания, мн. из к-рых раньше причислялись к мифам, сказкам или легендам. Автор обосновал наличие героич. эпоса в баш. фольклоре , его совр. устное бытование, раскрыл богатое идейно-тематич. содержание, поэтич. специфику жанра.

Новое освещение получил фольклор в кн. А. И .Харисова "Литературное наследие башкирского народа" ("Башkорт халkынын эзэби мирасы", 1965), где прослеживается ист. разв. фольк. жанров, делается вывод о том, что "непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие ". Иссл . Киреева и Харисова оказали влияние на характер науч . деят-сти баш. фольклористов С.А.Галина, М.М.Сагитова, Ф.А.Надршиной и других. В вузах респ. фольклористы Л.Г.Бараг, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов, Б.Г.Ахметшин, М.А.Мамбетов и др. вели исследовательскую работу со студентами. Опубликованные БГУ материалы "Башкирские легенды" ("Башkорт легендалары", 1969), "Народные сказки, легенды, предания и были, записанные в Башкирии на русском языке в 1960-66 гг." (1969), " Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала" (1974), "Сказки, легенды, предания Башкирии в новых записях на русском языке" (1975), а также материалы и иссл ., составляющие содержание ежегод. межвузовского науч . сб. " Фольклор народов РСФСР" (в 1974-84 вышло 11 вып.), являются весомым вкладом в развитие фольклористики в Башкортостане . Большой вклад в изучение баш. нар. и проф. музыки внесли музыковеды Л.П.Атанова и Ф.Х.Камаев. История муз. фольклористики Башкортостана прослежена в ее монографии "Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора " (Уфа, 1992). Отд. проблемами баш. нар. музыки занимаются музыковеды Х.Ихтисамов, Н.Ахметжанова, Р.Сулейманов, Ф.Фаизова, Л.Сальманова, Л.Вахитова и др.

В изучении нар. поэтич. наследия первостепенное знач. приобретает науч . издание фольк. памятников. С кон. 60-х гг. фольклористы респ. приступили к подготовке многотомного свода "Башкирское народное творчество" ("Башkорт халыk ижады") на баш. яз. Работа по нему закончена в 1985 выпуском 18 томов. В переводе на рус. яз. подготовлено издание данного свода в 12 томах (в 1987-95 вышло 8 томов). В академ. серии "Эпос народов СССР" выпущен "Башкирский народный эпос" (М., 1977). В Уфе изданы эпич. пам. "Акбузат" (1972, 1976), "Урал-Батыр" (1977), "Былых времен сказанья" (1979), "Сказания о любви" (1983), "Башкирские богатырские сказки" (1981, 1986). Результаты иссл . последних лет опубл. в сб-ках: " Фольклористика в Советской Башкирии" (1974), "Вопросы башкирской фольклористики " (1979), "Вопросы текстологии башкирской литературы" (1979), "Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова" (1992). С 1994 баш. фольклористы приступили к подготовке нового издания "Башкирское народное творчество" ("Башkорт халыk ижады") в 36 томах.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More