...

Страницы

воскресенье, 12 декабря 2010 г.

Изобразительное искусство Республики Башкортостан

Общественно-политич. перемены кон. 19 - нач. 20 в. дали толчок развитию в Башкортостане изобр. искусства. До этого времени оно сдерживалось ортодоксальным исламом, к-рый накладывал запрет на изображение образов реального мира. Вплоть до нач. 20 в. развивались разл. формы традиционного нар. иск-ва: ткачество ручное, резьба по дереву, войлоковаляние, тиснение по коже, вышивка и др. (см. Декоративно-прикладное искусство), в к-рых нашло отражение нар. понимание эстетич. и поэтич. красоты мира. Особенности орнаментально-декоративного иск-ва наложили определенный отпечаток на характер баш. живописи, графики, скульптуры. Первая изостудия в Уфе открылась в нач. 1910-х гг., возглавлял ее художник, член правления об-ва им. А.И.Куинджи, Н.А.Протопопов. В 1915-18 художник и педагог П.М.Лебедев руководил другой изостудией, в к-рой начинали свое худ. образование П.В.Мальков, М.В.Лезенков и др. В 1913 в Уфе основана первая худ. организация "Общество любителей живописи", переименованная в 1916 в "Уфимский художественный кружок", к-рый в 1916-17 организовал первые худ. выставки. В кон. 20-х гг. в Уфе был создан ряд изостудий и худ. мастерских: обществ. худ. мастерская (рук. Протопопов), изостудии при клубе железнодорожников (рук. А.П.Лежнев) и клубе им. В.И.Ленина (рук. К.С.Девлеткильдеев). Определенное воздействие на процесс формирования баш. изобр. иск-ва оказал основоположник рус. футуризма Д.Д.Бурлюк, ироизв. к-рого пробудили интерес местных художников к декоративно-пластич. стороне живописи. Одновременно с зарождением изобр. иск-ва формируется искусствоведение республики. В 1919 в Уфе создан Пролетарский худ. музей (ныне Художественный музей (ХМ) им. М.В.Нестерова), уникальная коллекция иск-ва к-рого стала школой мастерства для мн. поколений баш. художников. С 1926 до кон. 30-х гг. в Уфе работал филиал Ассоциации художников рев. России (АХРР). В 30-е гг. в выставках АХРРа в Уфе принимали участие моск., самарские, свердловские художники, что способствовало обмену творч. опытом. В 1926 открылось худ. отделение Баш. техникума иск-в (см. Училище искусств). В 1927-28 гг. художники Башкортостана участвовали во Всерос. выставке, посв. 10-летию Октябрьской революции (Москва), в 1929 - в заруб. выставке "Художники национальных окраин Советской России" (Сан-Диего, США). С 20-х гг. нормативными мерами Сов. пр-ва началось внедрение унифицированной, общесов. культуры, объявленной в 1932 методом соц. реализма. Одновременно провозглашалась тематич. заданность иск-ва, где доминирующей стала тема новой сов. действительности. В 30-е гг. Башнаркомпросом, ХМ им. М.В.Нестерова, Союзом художников проводятся конкурсы на темы коллективизации, пром. и культ. стр-ва. Художники направлялись в творч. командировки в колхозы и пром. центры.

В кон. 30-х гг. появляются первые значит. произв. живописи и графики о нац. быте, истории, современности. Итогом деят-сти художников стала выставка "20 лет БАССР", в к-рой участвовало 37 авторов. 30-е гг. - начало становления баш. сценографии. М.Н.Арсланов, Г.Ш.Имашева, С.Н.Якшибаев, С.И.Никандров оформляли спектакли в Башкирском академическом театре драмы им. М.Гафури.

Вел. Отеч. война внесла свои коррективы в процесс развития изобр. иск-ва. Мн. художники пополнили ряды защитников Родины, оставшиеся продолжали работать в трудных условиях. Серии фронтовых рисунков А.Т.Платонова, Р.Г.Гумерова, Имашевой, Г.В.Огородова, С.В.Шишкова, Н.М.Чаплыгина, К.Е.Орлова стали хроникой военной поры. В Уфе работали эвакуированные художники А.А.Шовкуненко, скульпторы С.Д.Тавасиев, Л.По. В 1941-43 в п.Воскресенское Мелеузовского р-на находилась в эвакуации Моск. ср. худ. школа при Моск. гос. худ. институте им. В.И.Сурикова. По инициативе моcк. художников была заложена основа Воскресенской худ. галереи. В годы войны в Уфу были эвакуированы коллекции ряда музеев Украины. Нек-рые из музеев устраивали выставки из своих фондов (выставка произв. И.Е.Репина из коллекции Киевского худ. музея).

Начало становления и развития скульптуры в респ. приходится на 40-е гг. и связано с именами Т.П.Нечаевой, В.Г.Морозовой, По, Тавасиева. С 60-х гг. баш. скульптура заняла прочное место на зональных, всерос. выставках. (см. Скульптура).

А.С.Арсланов. "Башкирка". 1961.

С.Б.Краснов. "Ода взлетевшему острову". 1985.

В послевоен. годы в изобр. иск-ве респ. ведущими остаются темы нар. подвига во время войны, красоты родного края. Большое внимание уделялось проф. росту художников. В 1955 в Москве прошла Декада баш. лит-ры и иск-ва, на к-рой было представлено более 250 произв. живописи, графики, скульптуры, декор.-прикл. иск-ва. Ее участники - Б.Ф.Домашников, Р.Б.Нурмухаметов, A.B.Пантелеев, А.А.Кузнецов, А.Ф.Лутфуллин, А.Д.Бурзянцев, Ф.А.Кащеев, П.П.Салмасов представляли поколение, к-рое стремилось вырваться за рамки заидеологизированного искусства. Им удалось найти новую худ. форму, индивид. творч. манеру.

Р.М.Нурмухаметов. "В нефтяном крае". 1969.

Р.М.Арсланов. Эскиз декорации к спектаклю "Свадьба" Б.Брехта.

М.И.Давлетбаев. "Осень". 1989.

В сценографии по-прежнему ведущими мастерами остаются Имашева, и иск-ве к-рой воплотилось режиссерское видение, актерское сопереживание и колористическип дар художника, и Арсланов, декорации к-рого наполнены эпической силой и образной глубиной. Сценографии посвятили свое т-во также С.М.Калимуллин, В.П.Плекунов, И.А.Саяпов, Ю.А.Фуртaт.

Развитие градостроительства выдвинуло задачу худ. оформления отд. зданий и архит. ансамблей. Нач. 60-х гг. - отправная точка развития монумент. иск-ва (см. Монументальная живопись, Монументальная скульптура).

А.П.Шутов. "Башкирская невеста", иск. камень. 1969.

В.Г.Кузнецов. "Весна- всадница", фаянс. 1990.

Р.Я.Сафаргалиева. "Фантазия- экспромт Шопена", шамот. 1980.

В 60-70-е гг. в изобр. иск-ве широкое развитие получают тематич. картина, портрет, натюрморт, определяется самобытность баш. пейзажной школы (см. Живопись, Графика). В практику входит постоянное участие художников респ. на всесоюз. и всерос. выставках. В 1964- 91 каждые четыре года проводились зональные выставки "Урал социалистический", к-рые способствовали активизации творч. деят-сти художников, стали ср-вом широкого творч. общения. Полнокровное развитие всех видов изобр. иск-ва в 70-е гг. получает продолжение в 80 -90-х, обогащаясь новыми достижениями и именами. Яркой самобытностью отличаются произв. молодых мастеров сценографии: Р.М.Арсланова, Т.Г.Еникеева, Н.Г.Байбурина, в т-ве к-рых находят продолжение традиции рус. классического и баш. театр.-декорац. искусства.

С изменением общественно-политич. обстановки в стране в изобр. иск-ве нарастают тенденции, выходящие за рамки сложившихся нац., стилистических особенностей местной школы. Художников все болыне привлекает задача выражения глубоко личностного восприятия действительности, их т-во отличает широта мышления и интеллектуальность. Зреют формы нового иск-ва, обращенного к мировому классич. наследию, к рус. и зап.-европ. культуре нач. 20 в. (см. Нереалистические течения в современной живописи).


0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More