Традиц. уклад жизни башкир выработал на протяжении истории свой привычный и необходимый круг бытовых предметов: домашнюю утварь, одежду и обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения. Их изготовляли из естеств. природных материалов, прежде всего, из продуктов кочевого х-ва: кожи, шерсти, войлока, пряжи, пуха, конского волоса, разл. пород дерева. Добротно исполненные изд. утилитарного назначения обладали одновр. и худ. достоинствами, нередко являясь уникальными образцами того или иного вида декор.-прикладного иск-ва. Все эти предметы, если даже и лишены орнаментальной обработки, сохраняют древнюю силу архаики, в к-рой материальное и духовное, худ. и практическое начала слиты в органич. целостность, отражающую уклад жизни кочевников южно-уральских лесов и степей.
К вещам относились бережно, передавая их из поколения в поколение. Ни них, как и на скот, ставился семейно-родовой знак (тамга), к-pый также передавался по наследству, способствуя распределению не только материальных ценностей, но и ценностей духовных, связанных с поклонением предкам - зачинателям рода. Тамга - один из самых древних и содержательных источников зарождения и развития орнамента башкирского.
Нормы шариата, запрещавшие изображение реального мира, придали орнаменту отвлеченность от живой материальности, предметности, вплоть до превращения его в язык чисто абстрактно-геометрич. форм, ставших знаками, символами, смысл к-рых теперь уже во многом утрачен. Орнаментально-декоративное мышление на протяжении длит. времени, включая первые десятилетия 20 в., оставалось единств. способом худ. переживания и осмысления мира. Результаты сравнительно-стилистич. анализа мотивов баш. орнамента с аналогичным иск-вом соседних народов убеждают в том, что характер орнамент. культуры башкир обусловлен географич. положением терр. их проживания - на стыке оседлых земледельч. и степных кочевых культур Европы и Азии. Ритмич. св-ва нац. орнамента впрямую связаны с характером, темпераментом этноса. В умеренно-спокойном ритме орнамента, традиционно заполняющем или покрывающем формы, поверхности предметов, проявляется чувство меры, порядка и такта. В декоративном осмыслении любого предмета четко обозначены центр и периферия, верх и низ - опорные точки орнамент. композиции, задающие движение взгляду и целостном восприятии худ. образа. Декорировать вещь для мастера традиц. иск-ва означает организовать, упорядочить форму предмета, его поверхность ср-вами орнамента (пластич., цветовыми, ритмич.), стремясь к гармонии, продиктованной общими законами логоса, особенностями представлений народа о жизни Природы, Земли, Космоса, Вселенной.
Идеальной моделью упорядоченности, согласованности мира явилось жилище, прежде всего, его внутр. пространство в тра-диц. убранстве (см. Юрта, Зодчество народное, Интерьер традиционный). Оно воспринималось как пространство гармоничное и универсальное, в отличие от внешнего мира, в к-ром могут присутствовать разрушительные силы зла. Интерьер юрты, впоследствии оседлого жилища - избы, явился для башкир объектом глубоких культ. переживаний. Под его воздействием выработано многообразие предметов, зачастую высокохуд., необходимых в полукочевом укладе жизни. Особенности натурального х-ва, кочевого скотоводства и земледелия определили осн. формы традиц. нар. иск-ва: изготовление предметов из войлока и сукна, резьба по дереву, тиснение по коже, пуховязание, ковроткачество, вышивка, домашнее узорное ткачество, худ. металл и ювелирная обработка металлов.
Фартук (альяпкыс). Тамбурная вышивка. 1920-е гг.
С древности легкую сборную конструкцию юрты, домашнюю утварь, посуду, мебель мастерили из дерева. Сундуки и спец. подставки для них (hандыk, аяk) с выдвижным ящиком, с несложной геометрической резьбой или раскраской колером в два цвета- характерные предметы мебели в кочевом жилище. Богатый набор резной посуды др. обширная группа предметов, выполненных из дерева. Это разл. размера кадочки, предназначенные для хранения продуктов (тэпэн, батман, силэк, кунэк, кэбэ). Они просты и однотипны по форме (долбленые, со вставным дном), устойчивые, с гладко обработанными, без орнаментации, поверхностями. Вся их притягательность - в красивой текстуре дерева, в удобстве и логичности вещи, необходимой в быту. Иногда по краям сосуда идет простейшая резьба, например, в виде елочки, как бы подчеркивая верх и низ предмета. Уникальное произв. баш. нар. иск-ва - цепь ювелирно тонкой работы, вырезанная из единого куска дерева (дл. до полутора метров). Цепь завершается кольцом, в к-рый вписан тотемный знак в виде фигурки бегущего волка.
Башкиры, опытные мастера шорного дела, искусно выделывали кожу. Из нее шили обувь с войлочным или суконным голенищем, изготовляли емкие сосуды для молока и кумыса. Худ. достоинством отличались предметы воинского и охотничьего снаряжения: кожаные с тисненым узором налучники, колчаны для стрел, охотничьи подвесные сумки с приспособлениями для дроби и огнива, дорожные сумки на поясе. Узор выдавливался на поверхности кожи, еще не просушенной после выработки (см. Орнаментация кожи). Наиб. характерный орнамент, мотив - вьющийся трилистник и его всевозможные вариации. Тисненая фактура кожи дополнялась украшениями - металлич. накладками с серебрением, реже золочением, с чеканными или чернеными узорами, где также доминирует мотив трилистника. Предметом особого внимания в убранстве коня было седло. Оно обтягивалось кожей. Передняя лука седла украшалась посеребреной пластиной с традиц. узором, нередко дополняясь вставками из сердолика. Сочетание тисненой кожи с металлом, их традиционно-орнамент. обработка создавали особый худ. эффект, к-рый усиливал суровый и благородный образ вещи.
Скатерть (ашьяулык). Выборное ткачество. Нач. 20 в.
Одежда и предметы дом. убранства ткались на ручном станке (см. Ткацкий станок, Ткачество ручное). Широкое распространение получило узорное ткачество, где геометризм орнамента обусловлен технологией (счетное переплетение нитей утка и основы). Здесь выделяются две наиб. характерные группы предметов. Одна - большие занавеси (шаршау) для разделения интерьера дома на муж. (гостевую) и жен. половины, скатерти, ритуально-обрядовые полотенца, жен. фартуки. Их ткали в закладной и выборной техниках (а полотнища еще и в браной) из шерстяных ниток тонкого прядения, выкрашенных в яркие цвета. Цветовое решение основано на сочетании насыщенного цветного геом. узора и ярко-красного (реже желтого, оранжевого, черного) фона. Равномерное соотношение пространства фона и узора, архитектоника и логич. ясность декоративной композиции свидетельствуют о высоком худ. вкусе. Ритмич. строй декора перекликается с характерными ритмами баш. устно-поэтич., муз. т-ва, иск-ва танца. Др. группа - это предметы безворсового ковроткачества: большие и маленькие паласы, половики, коврики для табуретов, скамеек, для покрытия сундуков, сотканные из пряжи овечьей шерсти. В больших паласах кр. орнаментально-геом. формы симметрично построены на черном фоне, к-рый своей глубиной и плотностью организует большое пространство ковра. Такие паласы несут в себе идею значительности, монументальности. Для вост. и юго-вост. районов характерны полосатые паласы. Их декор выстроен на ритмич. чередовании широких и узких цветных полос - простейший тип ковроткачества. Они отличаются сдержанностью и благородством цвета за счет использования природных органич. красителей. Еще более архаичны и вместе с тем изысканны по своему худ. решению паласы, сотканные из некрашеной пряжи естественно-природной окраски: коричневой, черной, серой, белой. Первородность материалов и простота традиц. технологии дают высокий худ. результат. Такие паласы и поныне продолжают ткать баш. мастера на Ю. респ., в Оренб. области. Уникальный вид ткачества, не имеющий аналога в иск-ве др. народов - тканые шали (см. Шали башкирские).
Веками складывались традиции худ. осмысления текстильных форм в бытовой среде земледельческого и кочевого мира. В народе выработалось многообразие приемов исполнения вышивки: переплетения, сочетания, вариации разл. швов. От них зависит характер вышитого узора во всем: начиная от структуры настила ниток, прорисовки и построения узора до его компоновки на поверхности изделия. Все перечисленные св-ва в органич. единстве формируют худ.-стилистич. особенности предметов нац. вышивки, по к-рым можно определить их принадлежность к эпохе, региону бытования, иногда к имени мастера. По характеру швов и, следовательно, по образно-пластич. решению узора можно выделить два характерных типа в традиц. вышивке башкир - счетные (строчевышивка) и свободные швы.
Изделия из металла представлены у башкир в осн. быт. предметами из меди. Медные кумганы, тазики, подносы, самовары, чайники (вероятнее всего, работы уральских заводских мастеров 18-19 вв.) при всем их утилитарном назначении являлись одновр. и украшением баш. дома. Изделиями из серебра традиционно богато оформляли жен. костюм (см. Украшения женские).
В кон. 19 в. в устойчиво-традиц. худ. культуре башкир происходят заметные изменения, продиктованные окончат. переходом к оседлой жизни, перестройкой хозяйственно-экон. уклада этноса под воздействием нарождающихся капиталистич. отношений. В новых экон. условиях не все изделия дом. ремесел выдерживают конкуренцию с фабричными. Заметно сокращается изготовление войлоков, уходит в прошлое иск-во тиснения по коже, утрачиваются традиции ювелирного иск-ва, строчевышивки, что постепенно приводит к изменению худ. облика костюма, к его упрощению.
С провозглашением баш. автономии самобытность нац. культуры, развивавшейся в традициях ислама, в первое время воспринималась как ист. данность и находила политич. поддержку. Но вскоре стала нивелироваться, как не отвечающая духу революции. С 20-х гг. нормативными мерами внедрялась унифицированная общесоветская худ. культура, объявленная неск. позже (в 1932) иск-вом соц. реализма. Гонения на религию, репрессии по отношению к интеллигенции и крестьянству нанесли большой урон иск-ву башкир, к тому времени еще не обретшему формы городской культуры. В обл. худ. политики приоритеты отдавались изобразит. иск-ву, в особенности живописи. С 30-х гг. вырабатывается эклектичная, псевдонац. культура, лишь внешне схожая с настоящей. С сер. 50-х гг., в период хрущевской "оттепели", в жизнь колх. села возвратились нац. праздники: сабантуй, каргатуй и др., к-рые способствовали возрождению нек-рых домашних ремесел: войлоковаляния, пуховязания, безворсового ковроткачества, тамбурной вышивки, узорного ткачества, изготовления простой крест. мебели, дерев. утвари.
Возрастание интереса народа к худ. ремеслам привело к необходимости принятия ряда правительств, документов, призванных поддерживать и развивать традиц. ремесла, т-во нар. мастеров. На этой основе стали создаваться пр-тия худ. промыслов фабричного типа. С 1965 началась деят-сть головного пр-тия худ. промыслов респ. - объединения "Агидель" с сетью филиалов по республике. В нач. 80-х гг. по объему выпускаемой продукции объединение "Агидель" было одним из самых кр. пр-тий худ. промыслов в СССР. В 1981 на Междунар. ярмарке в Лейпциге его изделия были удостоены Зол. медали, объединение награждено орд. Дружбы народов. Ведущие художники фирмы были удостоены звания "Засл. художник БАССР": И.А.Ефимова (вышивка), В.П.Грачева (роспись по дереву), З.П.Гайслер (ковроткачество), стал лауреатом Респ. пр. им.Салавата Юлаева И.М.Ямалетдинов (резьба по дереву).
В нач. 80-х гг. успешно развивалось пр-тие худ. промыслов - объединение "Дружба", в к-ром была сосредоточена работа с мастерами-надомниками. В р-нах респ. были созданы худ. участки типа артелей, где трудились мастера по вышивке, вязанию, росписи по дереву. Здесь также освоили выпуск изделий, плетенных из лозы, и изготовление точеной и расписной дерев. баш. матрешки. С возрождением религий при храмах и мечетях стали создаваться худ. мастерские. Так, в 1994 при Градо-Уфимской церкви была организована мастерская "Горлица", к-рая занимается изготовлением разл. религиозно-обрядовых и ритуальных предметов. С 90-х гг. леспромхозы мн. лесных р-нов респ. освоили выпуск изделий из бересты, дерева, лозы (бурзянские туески, карламанские и благовещенские изделия из лозы).
Проф., нетрадиц. декор. иск-во, создаваемое авторами, получившими спец. худ. образование, - самая молодая обл. иск-ва РБ. Начало ее становления приходится на 50-60-е гг., когда впервые к фарфору и керамике обратились художники Т.П.Нечаева и М.К.Якубов. В 70-е гг. высокохуд. образцы фарфоровой посуды создавались под рук. художника В.Г.Кузнецовой на Октябрьском керамическом з-де. К нач. 90-х гг. иск-во керамики оказалось наиб. развитой областью декор. иск-ва респ. (см. Керамика художественная). Худ. поиски в текстиле, лоскутная мозаика, текстильная пластика - обл. исканий и открытий В.М.Шибаевой. Молодое иск-во гобелена в 70-е гг. представляла на выставках Л.Хабибрахманова, с 80-х гг. успешно работает К.Мурадов. Среди немногочисл. мастеров ювелирного иск-ва наиб. известен Э.Джанинян.
воскресенье, 12 декабря 2010 г.
Декоративно-прикладное искусство Республики Башкортостан
05:55
Дамир
0 коммент.:
Отправить комментарий