...

Страницы

воскресенье, 12 декабря 2010 г.

Театральная культура Республики Башкортостан

Начальным этапом развития театр. культуры Башкортостана явились любительские театры. Его зачинателями стали полит. ссыльные. Уже в 70-х гг. 18 в, польскими конфедератами, сосланными в Оренб. губ., в Уфу и в др. города края было организовано неск. драм. и муз. об-в и кружков, в т.ч. крепостные театры. Поступательное развитие любительского театра приводит в 1-й трети 19 в. к учреждению кр. худ. объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее, среди них уфим. "Общество любителей пения, музыки и драматического искусства" (1885- 1917). Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-21. В городах и кр. поселках, а также на пр-тиях и в воинских формированиях существовали театр. худ. коллективы. Нек-рые из них работали на проф. основе: 1-й и 2-й рабочие т-ры, Мастерская рев. сатиры и вольной комедии в Уфе, оперная студия в Стерлитамаке, драм. т-ры в Златоусте и Давлеканово, Уфим. рабочий передвижной т-р губ. отдела нар. образования и др. Проф. рус. т-р в Башкирии берет начало с антрепризы изв. Театр. деятеля П.А. Соколова (1841-43), где ставились "Ревизор" Н.В. Гоголя, оп. "Аскольдова могила" А.Н.Верстовского. Кр. антрепризы представляли объединения под рук. актеров и реж. М.П. Васильева-Гладкова, Д.А. Хотева-Самойлова, П.М. и П.П. Медведевых, Н.С. Вехтера и Р.А. Крамеса, П.П. Струйского, С.Я. Семенова-Самарского (1890-91), в оперной труппе к-рого сразу в 3 произв. дебютировал Ф.И.Шаляпин. На рубеже 19- 20 вв. широко развертывается гастрольная деят-сть столичных т-ров в Уфе и губернии. Разл. товарищества, артели, целые труппы из Москвы и С.-Петербурга представляют выдающихся мастеров .рус. сцены А.А. Яблочкину, Ф.П. Горева, Г.Н. Федотову, А.Л. Вишневского, К.А. Варламова, И.Ф. Арбенина, В.В. Стрельскую, Н.Н. Ходотова, бр. Адельгейм и др. Деят. театра, представленные в Уфе в антрепризах Медведева, Струйского, Е.Д. Плахотникова в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, составили 1-ю труппу гос. т-ра (см. Республиканский русский драматический театр). 

Республиканский русский драматический театр. Город Уфа.

Проф. т-ры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Баш. гос. филармонии. В наст. время рус. нац. театр представлен коллективами Респ. рус. т-ра, Рус. драм. т-ра Театрального объединения города Стерлитамака, рус. труппами Нац. молодежного театра РБ (см. Театр юного зрителя) и Баш. театра кукол. Особую страницу истории рус. т-ра в Башкортостане составляет муз. т-р (см. Театр оперы и балета).

Первое здание Башкирского государственного театра драмы. Город Стерлитамак, 1919.

Баш. нац. т-р в своем ист. развитии отражает целостный образ и особенности театр. культуры края. Уже в 10-х гг. В.Г.Иманский и его "Товарищество" апеллируют к традиц. ценностям баш. нац. культуры и осваивают формы нар. исполнительства. Эпические и ист. сюжеты и обрядовые формы нар. культуры привносят в театр методологии, принципы и поэтику народного театра. Становление нац. драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики баш. сцены. В 1919-24 складывается театр. система Иманского, реализованная в деят-сти Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творч. метод, объединяющий разнообр. худ.-эстетич. и поэтико-стилевые начала от последоват. реализма до экспрессионизма и конструктивизма. В центре системы - учение о худ. ансамбле как театр.-сценическом отражении нар. обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретич. работах и худ. практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова. В общей форме они вошли в принципы и нормы худ. деят-сти др. творч. коллективов респ., в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра. С кон. 20-х гг. обл. партийная орг-ция предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию нац. своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 дек. 1931 Баш. обком ВКП(6) принимает "Резолюцию о развитии башкирского национального театра". Док-т положил начало "пролетарской классовой линии" в иск-ве Башкортостана, "беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции", обернувшихся унификацией творч. облика т-ра, искоренением наиб. самобытных форм нац. театра. Разрывы в линии связей т-ра как с мировым худ. процессом, так и традициями нар. иск-ва еще не были катастрофическими. Достоянием баш. т-ра непосредственно становится круг эстетич. доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и, гл. обр., К.С.Станиславского, проводником к-рых становится М.А.Магадеев - "реформатор баш. театра". Объявив о своей приверженности т.наз. соцреализму [16-й съезд ВКП(б)], баш. т-р практикует метод и поэтику соц.-психол. реализма школы Станиславского. Кр. постановки сер. 30-х гг. составили славу нац. т-ра в целом, а Баш. гос. театру драмы принесли звание академического. Жестокий урон театр. культуре Башкортостана был нанесен в 1937-38 и 1946-48, когда политич. репрессии против деят. сцены сомкнулись с разрушит. атакой на ее эстетич. ценности. . Полнота худ. мышления стала возвращаться в т-р с сер. 50-х гг. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиб. ортодоксальных нормативов соцреализма и норм "воинствующего гуманизма" во имя просто гуманизма, ознакомление с совр. теориями мир. иск-ва всесторонне подняли уровень сценич. культуры. Распад коммунистич. системы толкнул т-р Башкортостана на самобытные поэтич. решения, в к-рых стали вызревать новые эстетич. концепции. Наиб. плодотворна среди них концепция синт. т-ра, совмещающего в себе творч. факторы реализма, мифологии и модернизма. Она вызревала исподволь и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в т-ве реж. Ш.Муртазиной, приобрела статус кредо в иск-ве реж. Р.Исрафилова, сценографа Т.Еникеева, комп. М.Ахметова, С.Низамутдинова и др. деят. сцены Башкортостана, в ключевых произв. всех творч. коллективов республики.

Тат. театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв., формировался и развивался под благотворным влиянием рус. театральной культуры. Первый спектакль 1-й проф. труппы под рук. И.Б.Кудашева-Ашкадарского "Ученые и невежды", как и мн. др. произв. раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского "В чужом пиру похмелье...". Труппа, выступившая под назв. "Мусульманская драма и мелодрама" ("Фажигэ уэ месэккин исламия"), дала начало осн. театр. объединениям края. Это, прежде всего, "Сайяр", "Hyp" (см. Театр "Hyp") и труппа Муртазина-Иманского "Ширкэт", т-во к-рых сыграло роль в становлении как тат., так и баш. театра. Движение в сторону поэтич. синтеза предстало в т-ве М.Файзи, утвердившего в тат., а затем и в баш. драматургии жанр муз. мелодрамы. После Окт. рев-ции кр. силы тат. т-ра были сосредоточены в труппах Уфы и Стерлитамака и составили часть худ. традиции баш. нац. сцены. Дальнейшая история тат. т-ра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в респ. было организовано неск. колх .-совхозных т-ров, распущенных с нач. Вел. Отеч. войны. В нач. 90-х созданы 2 тат. сценич. коллектива - Уфим. тат. гос. театр "Hyp" и Туймазинский драматический театр.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More