...

Страницы

среда, 5 января 2011 г.

БЕЛОРУСЫ

БЕЛОРУСЫ (самоназв. беларусы), коренное нас. Респ. Беларусь. Числ. Б. в Респ. Беларусь - 7904,6 тыс., в России - 1206,2 тыс., в т.ч. в Башкортостане - более 17 тыс. чел. (1989). В сел. местности проживает не многим более 3 тыс. чел.; наиб. компактная группа - в Иглинском р-не РБ. На терр. Башкортостана первые поселения Б. появились в кон. 19 в. В ходе столыпинской аграрной реформы осн. поток Б. устремился в Южн. Приуралье. Земля покупалась переселенцами у гос. казны и у местного нас. в единоличное частное или в коллективное владение. В пай вместе с Б. нередко входили украинцы, латыши, русские и др. нас. Наиб. ранний анклав Б. образовался в Уфим. у. Уфим. губ. - в лесном Приуралье в басс. р.Сим (совр. Иглинский и Архангельский р-ны). По Подворной переписи 1912-13, в 83 селениях Уфим. у. проживало 5,6 тыс. Б. Св. 1,7 тыс. Б. осело в юго-зап. Башкирии, вдоль Самаро-Златоустовской ж.д. (Белебеевский у. Уфим. губ.). В большинстве своем это были выходцы из вост. и центр. обл. Белоруссии (Могилевской и Минской губ.). Х-во Б. в Башкирии сохранило традиц. черты. Они занимались земледелием, животноводством, домашними ремеслами и промыслами, при ведущей роли земледелия. Набор возделываемых культур зависел от природных условий: если в Приуралье сеяли в осн. рожь, то в юго-зап. степных р-нах - пшеницу. Повсюду сеяли овес, ячмень, просо, гречиху, картофель и технич. культуры. Из промыслов были развиты бондарное произ-во, изготовление рамочных ульев, саней, телег, деревенской мебели, плетение из лозы и соломы. Распространенным видом поселений стали хутора (хутар) до 10 дворов. В колониях и смешанных по нац. составу поселениях объединялось неск. десятков дворов. В ходе коллективизации нас. хуторов было стянуто в многонац. поселки. Избы (хаты) Б. состояли из двускатного сруба с сенями. Усадьба часто была замкнутой: к дому примыкала клеть (клець) или помещение для свиней (хлеу). По сторонам двора располагались амбары, конюшни, хлева. На заднем дворе находилась баня (лазня). В стороне от др. построек возвышалось помещение для снопов и хлеба (клуня, гумно). В степной местности построек было меньше; кроме дерева для них использовались плетень, солома, камень-плитняк. Традиц. бел. жен. костюм состоял из полотняной сорочки (сарочка, кашуля), вышитой красными нитками, клетчатой полотняной или однотонной суконной юбки (спаднiца), длинного передника с кружевами и вышивкой и приталенной безрукавки. Муж. костюм рано испытал влияние гор. быта, сохраняя лишь отд. нац. элементы. Распространенной теплой одеждой были приталенные свиты из сукна, шубы (кажухи), полушубки, тулупы. Своеобразны муж. головные уборы: валяные или суконные шапки (магерка), овчинные шапки, валяные или соломенные шляпы (капялюш, брыль). Основу питания Б. составляли зерновые и огородные культуры (прежде всего, картофель). В обычном меню присутствовали овощные блюда типа рус. щей (капуста), похлебки с брюквой, морковью, тыквой, суп из щавеля, борщ со свекольными листьями (бацьвiнне). В остальном кухня Б. мало отличалась от кухни народов края. Наиб. яркие обряды Б. связаны со свадьбой (вяселле), сопровождавшейся песнями, прибаутками, шуточными сценами, весельем. Календарные праздники были приурочены к христ. календарю: праздновали Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу и др. Осн. ч. верующих Б. - православные христиане, остальные католики. Активные ассимилятивные процессы, отсутствие глубоких местных корней привели к ослаблению этнич. самосознания Б., утрате яркой культурной специфики, забвению яз. По данным переписи 1989, только 1/4 часть Б. Башкортостана знала родной яз., большинство признало родным русский язык, часть Б. владеет украинским, башкирским или татарским языками. Устойчивой соц. тенденцией на протяжении 20 в. была урбанизация Б. в Башкортостане. Центром культурной жизни Б. стал пос. Буденный Иглинского р-на РБ.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Favorites More